Наши награды

История окон

16 мая 2019

Во все эпохи при строительстве зданий зодчие придавали окнам огромное значение. Особое внимание они уделяли гармоничному сочетанию цвета, формы, размеров окон с типом здания и его фасадом. Весь облик архитектурного ансамбля зависел от этого. Таким путем создавались фасады, отражающие вкус времени и представляющие определенный стиль.

Тем не менее, в домах наших предков окна практически отсутствовали. Многие древние цивилизации на деле не имели представления об окнах, а жилища некоторых народов (шалаши, юрты, вигвамы) и по сей день обладают лишь отверстиями для входа. На Древнем Востоке окна в стенах домов заменяли слуховые отверстия, располагающиеся высоко над землей. В Древнем Египте и Риме свет проникал исключительно через внутренний дворик. В храмах и домах Древней Греции в привычном нам понимании окон также не существовало. Их роль выполняли отверстия в крыше или узкие щели, через которые и проникали свет и воздух. Большие окна впервые появились в сооружениях Помпеи.

Эпоха Византии демонстрирует нам окна узкой вытянутой формы, имевшие в верхней части закругление. Уже архитекторы того времени умели регулировать освещенность в домах и храмах, располагая с целью создать ощущение воздушности и легкости группы окон по периметру здания или в куполе.

На Руси в глубокой древности имели место проветриваемые смотровые окна, которые прорубали в бревнах. Они носили название "волоковые", поскольку "заволакивались" изнутри доской. Зимой в окно вставлялась рама, или оконница, с рыбьим или бычьим пузырем, кусочками слюды или промасленным холстом.

Жилища средних веков архитектурными изысками не отличались. Романскому стилю были присущи аскетизм и суровость. Прочные замки феодалов являлись по сути укрепленными цитаделями, обладающими лишь небольшими узкими окошками, которые в случае нападения выполняли функцию бойниц.

Романский стиль сменила готика с ее модой на удлиненные формы и бестелесность. Стрельчатые арочные проемы располагают высоко от земли, их украшают собранными из разноцветных стекол витражами, удивительными по своей красоте и иллюстрирующими предания Ветхого и Нового Завета.

Ренессанс, пришедший на смену готике, устанавливает ценность человеческой личности и свободу от религиозных догм. В XV веке возвращается интерес к классическим формам, симметрии и чувству соразмерности античного наследия. Окна зданий приобретают прямоугольную форму и теряют свой возвышенный облик, а стекла становятся прозрачными. Италия XV века порождает окна, разделенные переплетом в форме креста на три части.

Стиль барокко, отличающийся динамичностью, разнообразием, экспрессией, тяготением к пышности, определяет композиционной доминантой окон кривую линию. Окна зданий этого времени создавались в различной геометрической форме: круга, эллипса и т.д. Барокко характеризуется большими окнами, несколько раз разделенными переплетами разной толщины, и конструкциями. Этому периоду характерны распашные оконные конструкции и двойное остекление. Именно в  XVII веке возникает новая технология изготовления плоских стекол.

Монументальность, строгость и простота стали отличительной чертой классицизма начала XIX века. В планировке зданий наблюдается правильность форм и симметричность, окна этого периода более близки к современному виду. Они имеют две пары переплетов и классическую прямоугольную форму. Также были распространены окна с изогнутыми оконными перемычками или с горбыльками на нижних створках.

XIX век ознаменовался появлением в архитектуре модерна, эклектики и функционализма, вобравшими в себя отголоски всех стилей, искусно комбинируя их при создании новых оконных форм.

В XX веке у окон в верхних фрамугах появляются дополнительные перекладины в сочетании с закругленным или прямым импостом. Особый признак нового стиля во внешнем облике средних и больших окон – это фрамуги, имеющие мелкое членение горбыльками, однако нижние створки такого членения не имели. С 1910 г. при устройстве окон отдается предпочтение двух- и трехстворчатым переплетам, которые разделяются горбыльками. Здесь подчеркнута горизонтальная сетка членений, - особый признак окон этой эпохи. С 1920 г. архитектура сначала общественных, а позднее жилых зданий стала приобретать направление, называющееся тогда как "новое строительство" - несимметричные окна с маленькой и большой створками. Любой другой элемент оконного членения исключался. Горбыльки переплетов окон почти канули в лету. Такой вариант оформления окон широко распространен и до настоящего времени. Однако в последние годы производство окон приобретает тенденцию исходить из эстетических качеств. Кроме древесины, традиционно предоставляющей такие возможности, в оконных системах, изготовленных из таких новых материалов, как алюминий или ПВХ, разработаны специальные элементы, способные имитировать формы и профили различных стилей.

Каждая новая эпоха основывалась на предыдущей, украшая и совершенствуя ее достижения. Окна имеют длинную историю - со времени, когда было лишь стенным отверстием и до момента, когда приобрело современную конструкцию. Сегодня окна влияют не только на общее впечатление от здания. С помощью современных материалов и технологий окна обеспечивают в помещении комфорт, регулируя уровень шума и температуру.

Пластиковые окна и фурнитура в Алматы 


Новости
      Все новости
05.08.2019
Правила эксплуатации и ухода за пластиковыми окнами
подробнее
30.07.2019
Условия эксплуатации оконных и дверных блоков ПВХ
подробнее
23.07.2019
Какие окна лучше ставить на балконе: пластиковые или алюминиевые?
подробнее